Исследования

Исследование особенностей организации международных грузоперевозок (freight process) и тестирование идеи приложения

Заказчик: Логистическая компания

К специалистам MCG обратилась британская логистическая компания, которая в том числе занимается разработкой программного обеспечения для операторов грузовых перевозок. Для разработки качественного софта заказчика интересовало то, как именно устроен рабочий процесс специалистов отрасли, какие задачи им постоянно приходится решать и с какими проблемами они регулярно сталкиваются.

В ходе первых консультационных встреч было решено сфокусировать внимание исследования на вопросе rate calculations в процессе контейнерных перевозок морем в четыре страны Европы: Великобританию, Францию, Германию и Нидерланды.

Наиболее подходящим методом решения поставленной задачи стала серия глубинных интервью со специалистами из отрасли — закупщиками, логистами, менеджерами поставок и т. д. Эти специалисты были разбиты на две гомогенные группы:

  1. buyers — те, кто импортирует для собственных нужд,
  2. traders — те, кто участвует в цепочке поставок, связывая покупателей с производителями.

Самым ресурсозатратным этапом исследования был рекрутинг участников: специалисты данной сферы считаются трудно достижимыми, поскольку с одной стороны их не так уж и много, а с другой — их время, как правило, уже было спланировано на несколько месяцев вперед.

Поэтому, чтобы найти их и убедить принять участие в исследовании, работало 3 рекрутера в течение 1,5 месяцев.

Заказчик лично принимал участие в оценке экспертности отобранных кандидатов. Эта совместная работа позволила нам отобрать информантов, обладающих высоким уровнем профессиональных компетенций и огромным опытом в сфере.

Гайд интервью состоял из трех самостоятельных частей:

  1. Общий экскурс в процесс организации международных грузоперевозок, куда входили блоки вопросов о работе с пароходствами и поставщиками, поиске новых подрядчиков и партнеров, а также связанных с этим основных проблемах.
  2. Предметное рассмотрение процесса rate calculations, разбор основных методов, обзор имеющихся и недостающих на рынке инструментов.
  3. Тестирование идеи приложения заказчика. Информантам предлагалось развернутое описание идеи приложения, которое гипотетически могло заинтересовать людей из данной отрасли, после чего следовал подробный разбор всех пунктов концепции и генерация дополнительных идей.

Полученные данные легли в основу аналитического отчета, который содержал:

  • Типизацию основных подходов к организации морского товарного импорта в Великобританию, Францию, Германию и Нидерланды.
  • Описание особенностей поиска новых партнеров, поставщиков и новых стран-экспортеров.
  • Обзор наиболее актуальных проблем и болей, связанных с процессом организации международных грузоперевозок (с определением места rate calculations в этом ряду).
  • Разбор наиболее типичных методов и инструментов rate calculations, а также описание связанных с этим явных и скрытых потребностей.
  • Развернутый фидбэк по поводу идеи приложения, предложенной заказчиком, с оценкой потенциальной ЦА, драйверов и барьеров его продвижения, перечнем обязательного и желательного функционала, диапазоном ценности для потенциальной ЦА и многое другое.
  • Пул новых идей и вариантов развития концепции приложения, в которых была бы заинтересована аудитория.


Информация, представленная в отчете, в полной мере удовлетворила заказчика, дав ему более четкое понимание ситуации на рынке и вооружив рядом конкретных рекомендаций, перспективных идей и реальных отзывов от экспертов отрасли. Более того, некоторые из информантов выразили желание дальнейшего сотрудничества, предложив передать заказчику свои контакты для дальнейших консультаций и непосредственного тестирования приложения по мере релиза, а сам заказчик этим предложением с радостью воспользовался.