Исследование особенностей организации международных грузоперевозок (freight process) и тестирование идеи приложения
К специалистам MCG обратилась британская логистическая компания, которая в том числе занимается разработкой программного обеспечения для операторов грузовых перевозок. Для разработки качественного софта заказчика интересовало то, как именно устроен рабочий процесс специалистов отрасли, какие задачи им постоянно приходится решать и с какими проблемами они регулярно сталкиваются.
В ходе первых консультационных встреч было решено сфокусировать внимание исследования на вопросе rate calculations в процессе контейнерных перевозок морем в четыре страны Европы: Великобританию, Францию, Германию и Нидерланды.
Наиболее подходящим методом решения поставленной задачи стала серия глубинных интервью со специалистами из отрасли — закупщиками, логистами, менеджерами поставок и т. д. Эти специалисты были разбиты на две гомогенные группы:
- buyers — те, кто импортирует для собственных нужд,
- traders — те, кто участвует в цепочке поставок, связывая покупателей с производителями.
Самым ресурсозатратным этапом исследования был рекрутинг участников: специалисты данной сферы считаются трудно достижимыми, поскольку с одной стороны их не так уж и много, а с другой — их время, как правило, уже было спланировано на несколько месяцев вперед.
Поэтому, чтобы найти их и убедить принять участие в исследовании, работало 3 рекрутера в течение 1,5 месяцев.
Заказчик лично принимал участие в оценке экспертности отобранных кандидатов. Эта совместная работа позволила нам отобрать информантов, обладающих высоким уровнем профессиональных компетенций и огромным опытом в сфере.
Гайд интервью состоял из трех самостоятельных частей:
- Общий экскурс в процесс организации международных грузоперевозок, куда входили блоки вопросов о работе с пароходствами и поставщиками, поиске новых подрядчиков и партнеров, а также связанных с этим основных проблемах.
- Предметное рассмотрение процесса rate calculations, разбор основных методов, обзор имеющихся и недостающих на рынке инструментов.
- Тестирование идеи приложения заказчика. Информантам предлагалось развернутое описание идеи приложения, которое гипотетически могло заинтересовать людей из данной отрасли, после чего следовал подробный разбор всех пунктов концепции и генерация дополнительных идей.
Полученные данные легли в основу аналитического отчета, который содержал:
- Типизацию основных подходов к организации морского товарного импорта в Великобританию, Францию, Германию и Нидерланды.
- Описание особенностей поиска новых партнеров, поставщиков и новых стран-экспортеров.
- Обзор наиболее актуальных проблем и болей, связанных с процессом организации международных грузоперевозок (с определением места rate calculations в этом ряду).
- Разбор наиболее типичных методов и инструментов rate calculations, а также описание связанных с этим явных и скрытых потребностей.
- Развернутый фидбэк по поводу идеи приложения, предложенной заказчиком, с оценкой потенциальной ЦА, драйверов и барьеров его продвижения, перечнем обязательного и желательного функционала, диапазоном ценности для потенциальной ЦА и многое другое.
- Пул новых идей и вариантов развития концепции приложения, в которых была бы заинтересована аудитория.
Информация, представленная в отчете, в полной мере удовлетворила заказчика, дав ему более четкое понимание ситуации на рынке и вооружив рядом конкретных рекомендаций, перспективных идей и реальных отзывов от экспертов отрасли. Более того, некоторые из информантов выразили желание дальнейшего сотрудничества, предложив передать заказчику свои контакты для дальнейших консультаций и непосредственного тестирования приложения по мере релиза, а сам заказчик этим предложением с радостью воспользовался.