Контент- и дискурс-анализ

Цель этого метода заключается в количественном и/или качественном исследовании актуальной информационной и смысловой среды, в которой находится продукция заказчика.

При современной доступности к большому количеству информации контент- и дискурс-анализ позволяют получить полезные данные о том, как мыслит, в чем нуждается и как живет потребитель.

Контент-анализ предполагает количественную оценку частоты и распространенности использования тех или иных элементов текста (слов, названий, фраз, имен и т. д.), чтобы понять реальную насыщенность и наполненность языка в конкретной сфере его применения.

Дискурс-анализ представляет собой комплекс методов и подходов к анализу грамматических, стилистических, смысловых аспектов текста по определенной системе, причем в качестве текста может выступать любой вербальный (комментарии, отзывы, описания) или невербальный объект (фото-, аудио- и видеоматериал), имеющий отношение к предмету исследования.

Дискурс-анализ позволяет найти в текстах латентные, глубинные смыслы и ценности, которые зачастую не осознаются даже самим автором текста.

В ходе анализа фото-, видео- и аудиоматериалов в состав рабочей группы могут привлекаться специалисты по дизайну, продакшену, психологи и т. п.

Виды материалов для исследования Основные задачи, которые может раскрыть контент- и дискурс-анализ
тексты об исследуемом продукте, которые создает аудитория, конкуренты, эксперты выявление причин того или иного мнения потребителей о продукте
тексты аудитории о себе (публикации в социальных сетях, высказывания личного мнения в обсуждениях, персональных блогах и т. д.)

описание стиля жизни целевой аудитории, ее ценностей и отношения к значимым аспектам рынка, выявление потребительских инсайтов

тексты СМИ о компании заказчика, конкурентах, сфере или сегменте рынка

анализ отношения, которое формируют СМИ у аудитории к исследуемому объекту

тексты транскрибирования интервью и фокус-групповых интервью

получение данных о мотивах, целях и ценностях респондентов, выявление потребительских инсайтов

внутрикорпоративные материалы (тексты внутрикорпоративных чатов и переписок, документация клиентского отдела, видеозаписи собраний и т. д.)

исследование причин конфликтов, выявление неформальных лидеров и их целей, формулирование реальных корпоративных ценностей (и, возможно, сопоставление их с декларируемыми) и т. д.

тексты конкурентов о себе и о своем продукте определение стратегических устремлений и целей конкурентов