Контент- и дискурс-анализ
Цель этого метода заключается в количественном и/или качественном исследовании актуальной информационной и смысловой среды, в которой находится продукция заказчика.
При современной доступности к большому количеству информации контент- и дискурс-анализ позволяют получить полезные данные о том, как мыслит, в чем нуждается и как живет потребитель.
Контент-анализ предполагает количественную оценку частоты и распространенности использования тех или иных элементов текста (слов, названий, фраз, имен и т. д.), чтобы понять реальную насыщенность и наполненность языка в конкретной сфере его применения.
Дискурс-анализ представляет собой комплекс методов и подходов к анализу грамматических, стилистических, смысловых аспектов текста по определенной системе, причем в качестве текста может выступать любой вербальный (комментарии, отзывы, описания) или невербальный объект (фото-, аудио- и видеоматериал), имеющий отношение к предмету исследования.
Дискурс-анализ позволяет найти в текстах латентные, глубинные смыслы и ценности, которые зачастую не осознаются даже самим автором текста.
В ходе анализа фото-, видео- и аудиоматериалов в состав рабочей группы могут привлекаться специалисты по дизайну, продакшену, психологи и т. п.
Виды материалов для исследования | Основные задачи, которые может раскрыть контент- и дискурс-анализ |
---|---|
тексты об исследуемом продукте, которые создает аудитория, конкуренты, эксперты | выявление причин того или иного мнения потребителей о продукте |
тексты аудитории о себе (публикации в социальных сетях, высказывания личного мнения в обсуждениях, персональных блогах и т. д.) |
описание стиля жизни целевой аудитории, ее ценностей и отношения к значимым аспектам рынка, выявление потребительских инсайтов |
тексты СМИ о компании заказчика, конкурентах, сфере или сегменте рынка |
анализ отношения, которое формируют СМИ у аудитории к исследуемому объекту |
тексты транскрибирования интервью и фокус-групповых интервью |
получение данных о мотивах, целях и ценностях респондентов, выявление потребительских инсайтов |
внутрикорпоративные материалы (тексты внутрикорпоративных чатов и переписок, документация клиентского отдела, видеозаписи собраний и т. д.) |
исследование причин конфликтов, выявление неформальных лидеров и их целей, формулирование реальных корпоративных ценностей (и, возможно, сопоставление их с декларируемыми) и т. д. |
тексты конкурентов о себе и о своем продукте | определение стратегических устремлений и целей конкурентов |