Фокус-группы
Фокусированное групповое интервью совмещает качественный и количественный подходы: оно позволяет выявить глубинные причины и мотивы потребителей, при этом давая им условную количественную оценку. За счет организации групповой динамики на фокус-группе из участников “выжимаются” мнения, которые по отдельности каждый потребитель сформулировать не в состоянии.
Метод заключается в том, что исследователи собирают незнакомых людей (представителей целевой аудитории) для обсуждения темы исследования. Часто фокус-группы дополняются дегустацией, тестированием или просмотром видео.
Также фокус-группы могут проводиться со знакомыми людьми, например с сотрудниками компании, специалистами отрасли и т. п.
Способы проведения фокус-групп
- Офлайн, в специально оборудованном помещении.
- Онлайн с помощью любого софта для видео-конференций (Zoom, Google Meet, Skype и т. п.).
Задачи, которые решает фокус-группа
- Изучение восприятия респондентами предмета исследования.
- Получение актуального спектра мнений и оценок.
- Генерирование идей, “мозговой штурм”.
- Определение основного набора практик и ситуаций использования продукта исследования.
- Выявление мотивации потребителя, стиля жизни, привычек и поведенческих паттернов.
- Тестирование, дегустация и оценка продукции.
- Тестирование идей, рекламы, дизайна (в том числе и выявление того, как рекламу можно неправильно понять).
- Тестирование сценариев, рекламных роликов, художественных фильмов.
Количество фокус-групп
Исследование методом фокус-групп должно в достаточной мере представлять исследуемую аудиторию, но при этом каждая группа должна быть гомогенна по всем значимым для исследования признакам (возраст, пол, практики потребления, социальный статус и т. д.).
Тип исследования | Характеристика | Количество фокус-групп |
---|---|---|
Разведывательное |
Позволяет обнаружить и описать основные тенденции |
1-2 |
Простое целевое |
Определяет закономерности поведения однородной аудитории |
3-5 |
Сложное целевое |
Определяет закономерности поведения разнородной аудитории |
6 и более |