«Тайный покупатель» качественным методом
Данный вид исследования подразумевает изучение небольшого количества компаний (объектов), как правило от 5 до 12, и позволяет широко и глубоко изучить и сравнить исследуемые объекты по всем значимым для проекта признакам со стороны клиентского опыта.
Для тайного покупателя прорабатываются легенда и образ потребителя (например: возраст, пол, уровень дохода, образ жизни, потребительские практики, уровень осведомленности в предмете исследования и т. п.), на основании которых отбираются подходящие исполнители.
Участвовать в проекте может как один, так и несколько тайных покупателей.
Кто может выступать в роли тайных покупателей:
- реальные люди, типичные потребители;
- аудиторы, ревизоры или эксперты, которые отбираются под задачи исследования;
- актеры, отыгрывающие особый сценарий потребления;
- сотрудники нашей компании (опытные исследователи).
Исследуемые параметры определяются под каждый проект индивидуально, а наиболее популярными являются:
- удобство и ясность сайта при его просмотре с разных устройств (ПК, смартфон);
- преимущества, о которых заявляют исследуемые (на сайте, при личном общении);
- ассортимент основных и сопутствующих услуг;
- общение с консультантами (на сайте, в соцсетях, в мессенджерах, по телефону);
- получение коммерческих предложений, презентационных материалов;
- переговоры (уточнения, вопросы и ответы, возможно применение компрометирующих практик и наблюдение за реакциями и вариантами решения);
- личные встречи (офис, шоу-рум, места продаж);
- скорость работы с потенциальными клиентами (например: от обращения до звонка, от звонка до предложения и т. д.);
- компетенция консультантов и, возможно, других специалистов;
- грамотность (как письменная, так и устная);
- качество обслуживания (вежливость, дружелюбность, контактность, умение слышать клиента);
- возможно выполнение покупки, наблюдение за процессом оформления, доставкой, упаковкой, процедурой возврата.