Наблюдение
Метод наблюдения заключается в фиксации и описании практик и действий людей в естественных условиях. В ходе наблюдения изучаются поведенческие привычки, реакция и действия целевой аудитории, например:
- выбор продукции в местах продаж;
- восприятие новинок в местах продаж;
- процесс потребления продукта (например дома, в офисе и т. д.);
- процесс использования продукции (например, газонокосилки, системы умный дом, автомойки и т. д.);
- поведение в определенных ситуациях (например, на концерте, митинге, в очереди и т. п.).
Наблюдение может быть включенным и невключенным, а также совмещать эти методики.
Невключенное наблюдение
Исследователь тайно наблюдает за представителями целевой аудитории и фиксирует необходимые данные (например, процесс выбора, реакцию на характеристики изучаемого объекта и т. д.). Исследуемые не догадываются о том, что за ними наблюдают.
Наблюдение с тайным включением
В ходе наблюдения исследователь может вступить в контакт с исследуемым в качестве интересующегося этим же продуктом и задать уточняющие вопросы по нему, например “А вы давно ____ покупаете? Как он Вам?”.
Включенное наблюдение
В этом варианте с объектами наблюдения договариваются об их участии в исследовании. Наблюдение происходит в открытую, исследователь погружается в естественную среду. Например, наблюдаются процессы выбора или пользования, участия в мероприятии или рабочем процессе.
Комбинированное наблюдение (невключенное + включенное)
В этом варианте наблюдение начинается как невключенное, а затем наблюдатель представляется респонденту, раскрывает цели исследования и может задать ряд вопросов по теме.