Электоральные исследования

Любая эффективная электоральная кампания строится на электоральных исследованиях.

  1. результаты такого исследования описывают ситуацию на электоральном рынке, а именно то, как распределены голоса избирателей в двух срезах:
    • среди тех, кто планирует идти на выборы (реальные избиратели)
    • среди всех тех, кто имеет право голоса (номинальные избиратели)

    На разнице полученных результатов по этим двум срезам строится кампания кандидата, направленная на то, чтобы:

    1. переманить голоса у других кандидатов
    2. привлечь на свою сторону тех, кто не собирался голосовать, и простимулировать их явку на избирательный участок
  2. выявляется мнение избирателей относительно идеального кандидата, чтобы можно было подобрать максимально подходящего кандидата. В результате этого направления исследований проходит апробация политического продукта на аудитории.
  3. на основании электоральных исследований определяются «триггерные точки» избирателей: выявляется, что их волнует, чем они живут, во что верят, к чему стремятся. На основании этих данных выстраивается идеология, программа и соответствующие слоганы для кандидата.

Ключевые этапы и методы электоральных исследований

  • Создание паспорта округа. Сбор информации обо всех предыдущих выборах, данные предыдущих исследований
  • Рейтинг кандидата (если кандидат работал в данном округе)
  • Фокус-группы или глубинные интервью, а также диадические интервью для сбора вариантов ожиданий аудитории от нового кандидата или для тестирования политической рекламы
  • Массовый (количественный) опрос:
    • рейтинг проблем в округе, идеальные качества кандидата и т. д.
    • рейтинги кандидатов перед выборами (замеряются периодически в ходе предвыборной кампании)
  • Экзитпол во время выборов

1. Паспорт округа

Паспорт содержит всю необходимую информацию об избирательном округе: описание административных границ округа с особенностями географического положения; краткое описание состава населения по возрастным, национальным, религиозным, языковым характеристикам, по ключевым типам занятости и менталитету; сведения об органах местной власти с указанием их политической ориентации и контактов; данные по избирательным участкам с адресами и количеством избирателей; описание местных СМИ с детализацией о тираже, способе и территории распространения; сведения о деятельности основных предприятий, общественных организаций и благотворительных фондов в округе и политической позиции их руководства; наличие высших учебных заведений, количество студентов и студенческих организаций; результаты предыдущих выборов; оценка симпатий и антипатий избирателей округа; описание проблематики округа; данные о конкурентах кандидата.

2. Рейтинг кандидата

Перед началом избирательной кампании осуществляется замер рейтинга кандидата, а также его конкурентов с учетом разных групп населения. Исследование проводится методом количественного опроса.

3. Фокус-группы, глубинные и диадические интервью

Нацелены на испытание, тестирование нового политического продукта.
Тестированию подлежит образ кандидата, исследуется восприятие имиджа кандидата, проводится апробация предвыборных программ, политической рекламы (слоганы, речи, ключевые обращения к избирателям, а также любой рекламный или PR-продукт). В ходе интервью выявляются все возможные варианты восприятия и реакции на «политические продукты». Собирается и анализируется весь спектр мнений, который служит основой для дальнейших исследований количественным методом.

Диадические интервью проводятся с двумя респондентами одновременно в форме диалоговых ответов на поставленные модератором вопросы. Существуют две стратегии таких интервью:

  • «беседа с единомышленниками». Приглашаются представители одной партии либо люди с подобными политическими взглядами. В ходе интервью один респондент дополняет другого, в результате можно получить глубокую и широкую информацию
  • «беседа с антагонистами». Приглашаются представители противоборствующих политических партий, люди с противоположными взглядами. В ходе интервью изучается аргументация сторон, причины конфликтов

4. Опросы, интервью количественным методом

По месту жительства с соблюдением квот, соответствующих распределению генеральной совокупности исследуемого участка. Обычно анкета содержит блоки вопросов о рейтинге выборов (парламентских, президентских, в местные органы власти), намерение проголосовать, рейтинг лидеров мнений, блок доверия к институтам, идеям, партиям, лидерам партий; блоки проблем, апробация идеального кандидата, партии и т. д.

Опросы могут проводиться с разной периодичностью, от одноразовых опросов до регулярных мониторингов/срезов по одним и тем же анкетам и выборкам для отслеживания изменений в электоральном поле в период избирательной кампании.

5. Экзитпол

Экзитпол — это опрос избирателей на выходе с избирательного участка о совершенном выборе.