Фокус-групповые интервью (фокус-группы)

Метод фокус-группы заключается в том, что исследователи собирают в одном месте незнакомых людей, которые общаются на заданную тему исследования. Фокус-группа может быть как формате только обсуждением, так и с элементами дегустации, тестирования.

Например, при выпуске чипсов с разными вкусами можно провести фокус-группу с дегустацией, чтобы понять, какой продукт лучше вывести на рынок.

Основные задачи фокус-групповых интервью (ФГИ)

  • Генерирование идей, обсуждение темы исследования
  • Сбор мнений, оценок, изучение восприятия респондентами исследуемого продукта, идеи или рекламы
  • Получение всевозможных вариантов практик использования продуктов
  • Выявление мотивации потребителя, стиля жизни, получение информации о жизнедеятельности группы, к которой исследователь не имеет свободного доступа
  • Тестирование продуктов, упаковки
  • Тестирование рекламных продуктов и сообщений (в том числе и выявление того, как рекламу можно неправильно понять)

Варианты проведения

  • Как самостоятельное исследование
  • В составе комплексного исследования
    • например, для получения широкого спектра мнений, оценок и информации потребительского отношения к изучаемому вопросу, которые берутся за основу при разработке анкеты в ходе количественного исследования
    • для уточнения полученных данных в ходе количественного исследования
  • Регулярное исследование с определенной периодичностью для выявления динамики восприятия респондентами отдельных элементов рынка

Оптимальное количество респондентов в одной фокус-группе: 8.
Оптимальное время на одну ФГИ: 90–120 минут.
Исследование методом фокус-групп должно в достаточной мере отражать исследуемую аудиторию, но при этом каждая группа должна быть гомогенна по всем значимым для исследования признакам, например, таким как возраст, пол, практики потребления, социальный статус и т. д.