Наблюдение

Ценность наблюдения заключается в том, что предметом исследования являются не слова и мнения людей, а их действия в «естественной среде», поэтому результаты являются максимально достоверными.

Наблюдение может быть включенным и невключенным. При включенном исследуемый не догадывается о том, что за ним наблюдают, тогда как при невключенном с респондентом договариваются о его участии в исследовании. Возможен также вариант, при котором наблюдение начинается как включенное, а затем наблюдатель представляется респонденту, раскрывает цели исследования и может задать ряд вопросов по теме.

Например, при включенном наблюдении в супермаркете наблюдатель сливается с потоком потребителей и наблюдает за их поведением — отличный способ понять, как осуществляется покупка.

Наблюдение может сочетаться с экспериментом, когда какая-то ситуация моделируется исследователем, и затем замеряется реакция потребителей в разных ситуациях.

Задачи

  • Сбор информации о потребителях в местах продаж или потребления предмета исследования
  • Получение мнения потребителей в «естественной среде» в момент выбора продукта (товара, услуги)
  • Изучение процесса приобретения продукта в местах продаж
  • Изучение процесса потребления продукта в местах потребления (например дома, в офисе)
  • Изучение востребованности и популярности продуктов

Какую информацию можно получить при наблюдении

  • Базовый портрет покупателя (того, кто выбирает товар), например: пол, возраст, косвенные данные о доходе, стиле жизни на основании внешнего вида
  • Как долго осуществляется процесс выбора, какие сложности возникают, как их решает покупатель
  • На что покупатель обращает внимание в процессе выбора, с какими другими товарами сравнивается товар
  • Как потребитель пользуется товаром (например дома, в офисе)

Дополнительно наблюдение может быть качественной альтернативой исследования «тайный покупатель». Наблюдатель находится вне процесса, он наблюдает за происходящим, за взаимодействием между посетителями и продавцами и в результате может предоставить более широкую информацию, в отличие от стандартизированных данных тайных покупателей.

Этот метод подходит для заведений обслуживающей сферы, таких как магазины, фитнес-клубы, рестораны, спа-салоны, банки и т. д.